Морское братство

Очистка и окраска (UralGrit)

Промышленная окраска

У разных кораблей разные судьбы, но всегда одинаково сложно быть первым или замыкать собой строй. Тяжелому авианесущему крейсеру «Баку» выпало на долю и то, и другое. Он был первым в использовании новейшего радиоэлектронного вооружения и замыкающим строй кораблей типа «Киев» («Киев», «Минск», «Новороссийск»).

А кроме этого, кораблю и его экипажу довелось пережить все тяготы распада Советского Союза, отразившегося не в последнюю очередь на ВМФ. И, может, именно сложности сплотили экипаж так, что и спустя 20 лет со дня подъема на корабле военно-морского флага СССР 20 декабря 1987 года офицеры и мичманы собираются, чтобы вспомнить совместные южные и северные годы службы. В этом году празднество пройдет с особой торжественностью - в Военно-морской академии в Санкт-Петербурге.

ТАКР «Баку» спущен на воду со стапеля Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве в марте 1982 года. Благополучно прошел длительные испытания - швартовые, заводские, ходовые, государственные - и в апреле 1988 года приказом командующего Черноморским флотом был введен в состав кораблей постоянной готовности. Такое пристальное, детальное внимание к крейсеру было не случайно. «Баку» был призван стать самым совершенным авианесущим крейсером по меркам того времени. Кроме того, он первый за всю историю Военно-морского флота после постройки и испытаний отправился в 6-месячный дальний поход в Средиземное море. Первым командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга Виктор Федорович Лякин. Именно на него легла огромная ответственность за современный крейсер, его многочисленный экипаж, успех боевой службы.

Перечень уникальных радиоэлектронных систем и вооружения «Баку» занимает десятки страниц. Помимо оборудования, уже задействованного на других кораблях, здесь успешно осваивались радиоэлектронные системы нового поколения со значительно большей разрешающей способностью и помехозащищенностью станций, автоматизированный комплекс радиосвязи и боевого управления авиацией, комплексы космической связи, экспериментальная техника, послужившая в дальнейшем прототипом серийным образцам, установленным на следующих кораблях ВМФ. Кто же должен был эксплуатировать все это оборудование? Обычные люди, многонациональный экипаж, члены которого сдружились еще на берегу.

- Помню, нас на «Баку» сначала и не пускали, он был еще в подведомстве судостроительного завода, - вспоминает капитан 2-го ранга Николай Ковешников, в те годы замкомандира электротехнического дивизиона, прослуживший на «Баку» с 1986 по 1996 гг. - Подойдем, посмотрим на корабль сквозь строй «вохрушек» - и обратно в военный городок. Основное заселение произошло в сентябре 1986 года. А перед этим было развернуто соревнование между подразделениями на право первым заселиться. Учитывалась воинская дисциплина, строевая выучка, даже вокальные данные - строевая песня. Это право завоевал ракетный дивизион, которым командовал капитан-лейтенант Андрей Доценко. Этот дивизион и в последующем показал себя на «отлично». Что касается экипажа вообще, то он формировался со всего Союза. Служили все: русские, украинцы, белорусы, таджики, казахи, грузины, армяне, азербайджанцы. Служили тогда по 3 года, и уже после 1-го призывник становился нормальным специалистом. Для меня «Баку» был и остается намного больше, чем просто местом службы, - это родной мне корабль. Практику, стажировку я проходил на разных кораблях, подлодках, повидал немало экипажей и командиров, так что есть с чем сравнивать. И даже сейчас, проходя службу на гвардейском эскадренном миноносце «Гремящий», постоянно вспоминаю «Баку». Да и не у меня одного такая ностальгия по кораблю.

Для многих офицеров и мичманов, служивших на «Баку» на разных этапах своей карьеры, где бы они сегодня ни находились: в Москве, Санкт-Петербурге, Североморске - 20 декабря, день подъема военно-морского флага, особенный. Воспоминания так и льются рекой на таких встречах. Особенно запомнилась первая боевая служба в Средиземном море, переход по маршруту Черное море - Средиземное море - Атлантический океан - Норвежское море - Баренцево море, когда с июля по декабрь 1988 года была пройдена 33951 миля. В пересчете - 63000 километров, полтора раза вокруг земного шара по экватору! Во время похода экипаж осваивал и успешно эксплуатировал новые образцы техники, летчиками было выполнено свыше тысячи полетов с палубы на вертолетах Ка-27 и самолетах Як-38, также были проведены 15 артиллерийских и 10 ракетных стрельб.

- Служебная ответственность и профессиональная увлеченность - так можно передать наш настрой по отношению к технике, -рассказывает капитан 2-го ранга Сергей Лазарев, командир БЧ-4, прослуживший на «Баку» с 1986 по 1992 гг. - Ну а в свободное время рыбачили с бочки, отмечали праздник Нептуна, смотрели чемпионат Европы по футболу по маленькому переносному телевизору. И конечно у нас в почете был спорт. В дни соревнований палуба превращалась в стадион, где играли в волейбол, футбол, проводили легкоатлетические забеги. Мне даже удалось стать чемпионом «Баку» на длинные дистанции - пробежал марафон 42 километра 195 метров за 3 часа 37 минут (палуба 180 метров, 100 кругов). Это были праздничные состязания на День ВМФ, и отмечали мы его в Средиземном море. А еще для поддержания спортивной формы я взял с собой на корабль велосипед и по воскресеньям, когда на «Баку» был относительно свободный день, колесил по палубе.

В последующие за длительной боевой службой годы ТАКР «Баку» успешно выполнял все поставленные задачи. В августе 1989 года главная инспекция МО СССР оценила корабль на «хорошо». В период проверки были выполнены артиллерийские, зенитная и противокорабельная ракетные стрельбы. За этот год корабль трижды обеспечивал высадку морского десанта, вертолеты и самолеты выполнили несколько сотен полетов.

В самом начале 90-х годов «Баку» по-прежнему один из флагманов ВМФ и находится в боевом строю. В октябре 1990 года ТАКР «Баку» был переименован в ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - в честь главкома, руководившего ВМФ СССР с 1955 по 1985 годы и сделавшего реальностью строительство наших авианесущих кораблей. И хотя офицеры до сих пор называют себя «бакинцами», служить на корабле, носящем имя С.Г.Горшкова, сделавшего российский ВМФ океанским, ракетно-ядерным, было почетно. Крейсер был интересен и иностранным государствам: на борт корабля в разные годы поднимались министр обороны Индии Кришна Чандра Пант, министр обороны Сирийской Арабской Республики дивизионный генерал Мустафа Тлас, заместитель министра обороны командующий надводными Военно-морскими силами ГДР, заместитель министра обороны Социалистической Республики Румынии генерал-лейтенант И.Чаушеску.

В 1992 году крейсер стал на ремонт в судоремонтном заводе в Росте, как тогда думали на 3-4 месяца. Но распад СССР спутал все планы. В ремонте нуждалось сердце корабля, основа его энергетической мощи - котлы. К сожалению, к тому времени все необходимые детали изготавливались уже не на территории России, да и финансирование было не на должном уровне. Судоремонтникам удалось частично ввести в строй силовую установку корабля, и в 1995 году ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» даже был флагманом на мурманском рейде в честь празднования 50-летия Великой Победы. А затем ТАКР надолго стал у стенки судоремонтного завода.

Возвращение «Адмирала Горшкова» к жизни произошло уже в следующем столетии. Правда, вторую жизнь корабль обретет уже не в отечественных водах, а в Индийском океане. Индия, заинтересованная в обеспечении мира и безопасности в своих водах, нашла необходимое финансирование на ремонт и модернизацию российского крейсера.

Все техническое переоснащение «Адмирала Горшкова» ведется на Северодвинском машиностроительном предприятии. Специалисты планируют подготовить корабль к базированию авиационной техники нового поколения, переоборудовать палубу, внутренние помещения, на корабль будет поставлено современное вооружение.

И, тем не менее, ТАКР «Адмирал Горшков» останется в памяти прослуживших на нем не один год офицеров и мичманов. Именно к ним, ветеранам, и обращено поздравительное слово первого командира, ныне контр-адмирала запаса Виктора Федоровича Лякина:

- Дорогие ветераны заслуженного ТАКР «Баку» и «Адмирал Горшков»! От всей души поздравляю вас, ваши семьи с замечательным юбилеем - 20-летием подъема военно-морского флага СССР на нашем корабле. ТАКР «Баку» оказался долгожителем, и в этом заслуга прежде всего всех офицеров, мичманов, старшин, матросов, служивших здесь. Особо хочу отметить важную роль в жизни крейсера первого экипажа, тех, кому выпало тяжкое бремя по приему корабля от промышленности, вводу в состав постоянной готовности и выполнению первой и, к сожалению, единственной боевой службы. Сегодня при модернизации корабля и подготовке его к передаче ВМС Индии крейсер продолжает приносить пользу России: возрождается промышленность, способная строить авианосные корабли, а значит, есть уверенность в том, что будут у нас в России авианосцы XXI века и наш с вами труд не пропадет даром. Спасибо вам, дорогие ветераны, за службу и преданность флоту. Желаю вам и вашим семьям здоровья, благополучия, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне.

Возврат к списку