Новости
- Выставка СЕВТЭК-2009 15.10.2010 г.
- Приступили к работам по ремонту плавдока «Сухона» 26.10.2009 г.
- Круглый стол «Перспективы развития делового партнерства между Архангельской областью и Финляндией» 06.10.2009 г.
Остаться на плаву
Ситуацию с состоянием плавсредств в нашем ВМФ вряд ли можно назвать безупречной. За последние 15 лет строительство новых судов для ВМФ почти приостановилось. А те, что оставались на плаву, постепенно приходили в негодность. Вспомнить о судьбе хотя бы наших авианосцев (ТАВКР) - один остался, да и тот пребывает в постоянном ремонте. И все-таки в последние годы здесь наметился определенный просвет. В чем он заключается и каковы перспективы России в техническом обслуживании и снабжении кораблей? На этот и другие вопросы отвечает начальник Технического управления - заместитель начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ по эксплуатации, ремонту и утилизации вице-адмирал Николай КАРАЧУН.
- Николай Дмитриевич, как начиналось Техническое управление ВМФ в его нынешнем виде?
- Можно назвать такие даты. В августе 1952 года было принято кардинальное решение об образовании Главного технического управления ВМС, а в апреле 1953-го Главтехупр уже переформировали в Техническое управление ВМС. Еще через год на базе этого управления были сформированы Главное управление судоремонтных заводов (ГУСРЗ) ВМС, Управление эксплуатации кораблей (УЭК) ВМС, Техническое управление (ТУ) ВМС и Управление технического снабжения (УТС) ВМС с подчинением их заместителю главнокомандующего ВМС - начальнику вооружения и судоремонта (ВИС).
В 1958 году УЭК ВМФ и ТУ ВМФ были объединены в одно управление - Техническое управление ВМФ (Управление технического снабжения включено в состав Техупра раньше). В 1960 году в состав ТУ ВМФ включается управление шкиперского снабжения, входившее до этого в Тыл ВМФ. Оно при этом переформировано в отдел шкиперской службы ТУ ВМФ. А в 1969 году Техническое управление преобразовывается в Главное техническое управление ВМФ, подчиненное непосредственно главнокомандующему ВМФ. При этом была введена должность заместителя главнокомандующего ВМФ по эксплуатации - начальника ГТУ ВМФ.
- Насколько известно, немало пертурбаций выпало на Техупр и в годы перестройки - в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Как это все сказалось на нем?
- С уверенностью можно сказать, что ГТУ к середине 80-х годов являлось полноценным центральным органом ВМФ с высоким авторитетом и в центре, и на флотах, с добрыми традициями. Однако к тому времени в стране началась, как вы сказали, перестройка. 1987-1988 гг. стали временем основательной реорганизации органов и системы управления электромеханической службы ВМФ как в центре, так и на флотах. Прежде всего переформировали Управление корабельного оборудования ГТУ ВМФ в Службу материально-технического обеспечения с заметным и совершенно необоснованным сокращением штатной численности. Затем переформировали и само ГТУ ВМФ в Главное управление эксплуатации и ремонта (ГУЭР) ВМФ. В его основу была положена существовавшая до этого структура ГТУ ВМФ, с некоторыми сокращениями численности. Включили в ГУЭР службы ракетно-артиллерийского, минно-торпедного и радиотехнического вооружения, изъяв их из соответствующих управлений, подчиненных начальнику кораблестроения и вооружения ВМФ.
Все это было сделано с целью улучшения организации проведения комплексного ремонта и технического обеспечения кораблей ВМФ. Однако ГУЭР не мог стать действительно единым органом, отвечающим в комплексе за техническое обеспечение кораблей. Он не ведал вопросами штурманского вооружения, средств связи и химического хозяйства. Они остались в ведении соответствующих управлений. Службы ракетно-артиллерийская, минно-торпедная и радиотехническая оказались оторванными от заказывающих управлений. Проявились и другие досадные явления.
В 1993 году службу МТО вновь переформировали в управление, но уже не корабельного оборудования, а с другим названием (МТО). Сам ГУЭР снова преобразовали в Главное техническое управление ВМФ. В него вошли Техническое управление ВМФ, Управление материально-технического обеспечения, оргплановый и финансовый отделы, секретное отделение.
1 октября 1992 года должность заместителя главнокомандующего ВМФ - начальника ГУЭР ВМФ была упразднена, что вывело ГУЭР (и, следовательно, ГТУ ВМФ) из непосредственного подчинения главнокомандующему ВМФ. 1 декабря 1994 года в ГТУ ВМФ опять произошли изменения. Техническое управление ВМФ было переименовано в Управление эксплуатации и ремонта, а Управление материально-технического обеспечения вновь стало Управлением корабельного оборудования и материалов. И лишь 1 декабря 2006 года Главное техническое управление ВМФ было вновь переименовано в Техническое управление ВМФ.
- Какие задачи стоят сегодня перед Техническим управлением ВМФ?
- Основная цель - обеспечение технической готовности кораблей ВМФ. Для ее достижения решается целый комплекс задач. В качестве основных можно определить следующие: поддержание и восстановление исправного состояния корабельного оборудования, энергетических систем, корпусов, обеспечение кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием и многие другие мероприятия, без выполнения которых корабли не смогут решить поставленные задачи.
Особое внимание ТУ ВМФ уделяет технической боеготовности атомных подводных лодок, борьбе с аварийностью и предупреждению аварий техники на кораблях флота. Трудно переоценить также значение обеспечения ядерной безопасности кораблей с атомной энергетической установкой (АЭУ) на всем жизненном цикле корабля - от его сдачи флоту до полной утилизации. Причем в Министерстве обороны Российской Федерации ТУ ВМФ является единственной организацией, занимающейся проблемами утилизации ядерных кораблей.
- Какие проблемы накладывают отпечаток на деятельность Технического управления ВМФ сегодня?
- Прежде всего, и это общая проблема для всех Вооруженных Сил России, - недостаточное финансирование. Около половины кораблей от общего корабельного состава флота имеет продленные межремонтные сроки и эксплуатируется с различного рода ограничениями. У части кораблей межремонтные сроки продлены быть не могут по их техническому состоянию, и они объективно подлежат исключению из состава ВМФ.
Проблема продления ресурсных показателей стала одной из первостепенных. Для ее решения привлекаются бюро-проектанты кораблей, судостроительные и судоремонтные предприятия промышленности, находятся способы и методы, которые приводят к некоторому увеличению количества кораблей, способных выполнять задачи без ограничений тактико-технических характеристик.
Недостаток финансирования судоремонта приводит к увеличению его продолжительности и, соответственно, удорожанию. В вопросе обеспечения кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием тоже есть определенные трудности, связанные с неполным финансированием. В настоящее время обеспеченность флота основными видами ВВТ составляет около 89% от необходимого количества, а уровень закупок и обеспечения ремонта основных видов ВВТ и военно-технического имущества в полной мере не обеспечивает восполнения естественной убыли материальных средств.
- Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?
- Для решения этих и многих других проблем разрабатываются и на практике реализуются мероприятия, позволяющие их преодолевать и выполнять стоящие перед ТУ ВМФ задачи. Назову наиболее существенные из них.
Прежде всего организация действенного контроля за техническим состоянием корабля. Своевременная достоверная информация позволяет произвести рациональное перераспределение ассигнований по установленным командованием ВМФ приоритетам. Внедряются методики безразборной диагностики ВВТ, позволяющие своевременно выявлять возможные неисправности и предотвращать их на уровне элементной базы машин и механизмов, что дает ощутимый экономический эффект. Эти же методики дают возможность перейти на систему технического обслуживания корабельного оборудования по его фактическому состоянию, что также дает серьезную экономию денежных средств и возможность использовать их, решая другие проблемы поддержания и восстановления технической готовности кораблей флота.
Специалистами ТУ ВМФ разрабатывается механизм перехода к снабжению кораблей флота военно-техническим имуществом по потребностям, производится обоснованная корректировка цен на заказываемую продукцию, чем достигается существенная экономия в расходовании бюджетных средств.
- А как решаются проблемы технического обеспечения тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов"?
- Для отечественного флота этот корабль уникальный. Он остался единственным, способным нести на борту и обеспечивать применение истребительной и штурмовой корабельной авиации. Опыт технического обеспечения данного типа кораблей начался в середине семидесятых годов, когда в состав ВМФ СССР был принят головной корабль данного проекта - ТАКР "Киев", и накапливался в период эксплуатации его и всех последующих кораблей серии.
Ввод в строй "Кузнецова" исторически совпал с распадом Советского Союза и последующим затянувшимся недофинансированием технического обеспечения как всего ВМФ, так и данного корабля в частности. По указанной причине, а также учитывая, что отечественные авианесущие корабли строились на Украине, в Николаеве, а в проектировании и изготовлении оборудования и вооружения корабля участвовало большое количество проектных организаций и заводов всего СССР, возникало множество проблем, связанных с ремонтом как всего корабля, так и отдельного оборудования. Решение этих проблем потребовало значительных финансовых затрат, усилий органов военного управления ВМФ и Северного флота, проектных организаций, судоремонтных предприятий и заводов.
Но это все позади. Корабль снова технически исправен, способен выполнять любые задачи в любой точке Мирового океана. Современный авианосец - дорогой, но самый долговечный корабль. При умелом содержании и грамотной эксплуатации, своевременном и качественном ремонте он способен служить стране десятки лет, защищая территорию, жизненно важные интересы:
- Что сегодня представляет собой Техническое управление ВМФ? Кто здесь работает, служит?
- Прежде всего наше управление - это коллектив специалистов-профессионалов, наиболее опытных и квалифицированных инженеров-механиков. Они прошли службу на подводных лодках и надводных кораблях, судоремонтных заводах и заводах перезарядки реакторов Военно-морского флота, в технических управлениях флотов и электромеханических службах соединений и объединений кораблей. Несмотря на материальные и социальные трудности, каждый из них с честью выполняет свои обязанности. Более половины офицеров - выпускники Военно-морской академии.
Гордость управления - его лучшие, наиболее опытные специалисты. Среди них контр-адмирал Андрей Владимирович Степанов, капитаны 1-го ранга Олег Александрович Глушков и Валерий Леонидович Любимцев, служащие Тамара Ивановна Букина, Тамара Григорьевна Кочеткова, Тамара Васильевна Шикалова, Нина Николаевна Ожерельева.
Однако существует у нас и реальная кадровая проблема - офицеры, имеющие большой опыт службы на кораблях и судах флотов, не имеют большого желания переводиться в: Москву. Причины очевидны: отсутствие какого-либо жилья, неизбежная необходимость ожидания его в течение многих лет, низкое (по сравнению с коммерческими структурами и государственными служащими) денежное довольствие, высокие цены в столице: С гражданским персоналом еще сложнее. Таких окладов, как у служащих управления, нет даже у неквалифицированных рабочих ЖКХ в Москве. А ведь работа в центральном органе военного управления требует высокой квалификации и опыта. Поэтому комплектование Технического управления ВМФ - очень непростая задача, которую приходится решать буквально ежедневно, а каждым офицером и служащим дорожить.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО: КАРАЧУН Николай Дмитриевич
Родился 1 августа 1955 г. в селе Греченцы Летичевского района Хмельницкой области. В 1972 г. поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, после окончания которого был направлен на Тихоокеанский флот. Там прошел путь от командира группы до командира электромеханической боевой части атомной подводной лодки. После окончания Военно-морской академии (1988 г.) продолжил службу на Камчатке в должности заместителя начальника электромеханической службы дивизии. В 1998 г. с должности заместителя командующего флотилией подводных лодок по эксплуатации и ремонту - начальника службы эксплуатации и ремонта назначен начальником управления эксплуатации и ремонта кораблей - заместителем начальника Главного технического управления ВМФ. С конца 2003 г. - начальник Главного технического управления ВМФ (с декабря 2006 г. - Техническое управление ВМФ).
- Николай Дмитриевич, как начиналось Техническое управление ВМФ в его нынешнем виде?
- Можно назвать такие даты. В августе 1952 года было принято кардинальное решение об образовании Главного технического управления ВМС, а в апреле 1953-го Главтехупр уже переформировали в Техническое управление ВМС. Еще через год на базе этого управления были сформированы Главное управление судоремонтных заводов (ГУСРЗ) ВМС, Управление эксплуатации кораблей (УЭК) ВМС, Техническое управление (ТУ) ВМС и Управление технического снабжения (УТС) ВМС с подчинением их заместителю главнокомандующего ВМС - начальнику вооружения и судоремонта (ВИС).
В 1958 году УЭК ВМФ и ТУ ВМФ были объединены в одно управление - Техническое управление ВМФ (Управление технического снабжения включено в состав Техупра раньше). В 1960 году в состав ТУ ВМФ включается управление шкиперского снабжения, входившее до этого в Тыл ВМФ. Оно при этом переформировано в отдел шкиперской службы ТУ ВМФ. А в 1969 году Техническое управление преобразовывается в Главное техническое управление ВМФ, подчиненное непосредственно главнокомандующему ВМФ. При этом была введена должность заместителя главнокомандующего ВМФ по эксплуатации - начальника ГТУ ВМФ.
- Насколько известно, немало пертурбаций выпало на Техупр и в годы перестройки - в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Как это все сказалось на нем?
- С уверенностью можно сказать, что ГТУ к середине 80-х годов являлось полноценным центральным органом ВМФ с высоким авторитетом и в центре, и на флотах, с добрыми традициями. Однако к тому времени в стране началась, как вы сказали, перестройка. 1987-1988 гг. стали временем основательной реорганизации органов и системы управления электромеханической службы ВМФ как в центре, так и на флотах. Прежде всего переформировали Управление корабельного оборудования ГТУ ВМФ в Службу материально-технического обеспечения с заметным и совершенно необоснованным сокращением штатной численности. Затем переформировали и само ГТУ ВМФ в Главное управление эксплуатации и ремонта (ГУЭР) ВМФ. В его основу была положена существовавшая до этого структура ГТУ ВМФ, с некоторыми сокращениями численности. Включили в ГУЭР службы ракетно-артиллерийского, минно-торпедного и радиотехнического вооружения, изъяв их из соответствующих управлений, подчиненных начальнику кораблестроения и вооружения ВМФ.
Все это было сделано с целью улучшения организации проведения комплексного ремонта и технического обеспечения кораблей ВМФ. Однако ГУЭР не мог стать действительно единым органом, отвечающим в комплексе за техническое обеспечение кораблей. Он не ведал вопросами штурманского вооружения, средств связи и химического хозяйства. Они остались в ведении соответствующих управлений. Службы ракетно-артиллерийская, минно-торпедная и радиотехническая оказались оторванными от заказывающих управлений. Проявились и другие досадные явления.
В 1993 году службу МТО вновь переформировали в управление, но уже не корабельного оборудования, а с другим названием (МТО). Сам ГУЭР снова преобразовали в Главное техническое управление ВМФ. В него вошли Техническое управление ВМФ, Управление материально-технического обеспечения, оргплановый и финансовый отделы, секретное отделение.
1 октября 1992 года должность заместителя главнокомандующего ВМФ - начальника ГУЭР ВМФ была упразднена, что вывело ГУЭР (и, следовательно, ГТУ ВМФ) из непосредственного подчинения главнокомандующему ВМФ. 1 декабря 1994 года в ГТУ ВМФ опять произошли изменения. Техническое управление ВМФ было переименовано в Управление эксплуатации и ремонта, а Управление материально-технического обеспечения вновь стало Управлением корабельного оборудования и материалов. И лишь 1 декабря 2006 года Главное техническое управление ВМФ было вновь переименовано в Техническое управление ВМФ.
- Какие задачи стоят сегодня перед Техническим управлением ВМФ?
- Основная цель - обеспечение технической готовности кораблей ВМФ. Для ее достижения решается целый комплекс задач. В качестве основных можно определить следующие: поддержание и восстановление исправного состояния корабельного оборудования, энергетических систем, корпусов, обеспечение кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием и многие другие мероприятия, без выполнения которых корабли не смогут решить поставленные задачи.
Особое внимание ТУ ВМФ уделяет технической боеготовности атомных подводных лодок, борьбе с аварийностью и предупреждению аварий техники на кораблях флота. Трудно переоценить также значение обеспечения ядерной безопасности кораблей с атомной энергетической установкой (АЭУ) на всем жизненном цикле корабля - от его сдачи флоту до полной утилизации. Причем в Министерстве обороны Российской Федерации ТУ ВМФ является единственной организацией, занимающейся проблемами утилизации ядерных кораблей.
- Какие проблемы накладывают отпечаток на деятельность Технического управления ВМФ сегодня?
- Прежде всего, и это общая проблема для всех Вооруженных Сил России, - недостаточное финансирование. Около половины кораблей от общего корабельного состава флота имеет продленные межремонтные сроки и эксплуатируется с различного рода ограничениями. У части кораблей межремонтные сроки продлены быть не могут по их техническому состоянию, и они объективно подлежат исключению из состава ВМФ.
Проблема продления ресурсных показателей стала одной из первостепенных. Для ее решения привлекаются бюро-проектанты кораблей, судостроительные и судоремонтные предприятия промышленности, находятся способы и методы, которые приводят к некоторому увеличению количества кораблей, способных выполнять задачи без ограничений тактико-технических характеристик.
Недостаток финансирования судоремонта приводит к увеличению его продолжительности и, соответственно, удорожанию. В вопросе обеспечения кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием тоже есть определенные трудности, связанные с неполным финансированием. В настоящее время обеспеченность флота основными видами ВВТ составляет около 89% от необходимого количества, а уровень закупок и обеспечения ремонта основных видов ВВТ и военно-технического имущества в полной мере не обеспечивает восполнения естественной убыли материальных средств.
- Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?
- Для решения этих и многих других проблем разрабатываются и на практике реализуются мероприятия, позволяющие их преодолевать и выполнять стоящие перед ТУ ВМФ задачи. Назову наиболее существенные из них.
Прежде всего организация действенного контроля за техническим состоянием корабля. Своевременная достоверная информация позволяет произвести рациональное перераспределение ассигнований по установленным командованием ВМФ приоритетам. Внедряются методики безразборной диагностики ВВТ, позволяющие своевременно выявлять возможные неисправности и предотвращать их на уровне элементной базы машин и механизмов, что дает ощутимый экономический эффект. Эти же методики дают возможность перейти на систему технического обслуживания корабельного оборудования по его фактическому состоянию, что также дает серьезную экономию денежных средств и возможность использовать их, решая другие проблемы поддержания и восстановления технической готовности кораблей флота.
Специалистами ТУ ВМФ разрабатывается механизм перехода к снабжению кораблей флота военно-техническим имуществом по потребностям, производится обоснованная корректировка цен на заказываемую продукцию, чем достигается существенная экономия в расходовании бюджетных средств.
- А как решаются проблемы технического обеспечения тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов"?
- Для отечественного флота этот корабль уникальный. Он остался единственным, способным нести на борту и обеспечивать применение истребительной и штурмовой корабельной авиации. Опыт технического обеспечения данного типа кораблей начался в середине семидесятых годов, когда в состав ВМФ СССР был принят головной корабль данного проекта - ТАКР "Киев", и накапливался в период эксплуатации его и всех последующих кораблей серии.
Ввод в строй "Кузнецова" исторически совпал с распадом Советского Союза и последующим затянувшимся недофинансированием технического обеспечения как всего ВМФ, так и данного корабля в частности. По указанной причине, а также учитывая, что отечественные авианесущие корабли строились на Украине, в Николаеве, а в проектировании и изготовлении оборудования и вооружения корабля участвовало большое количество проектных организаций и заводов всего СССР, возникало множество проблем, связанных с ремонтом как всего корабля, так и отдельного оборудования. Решение этих проблем потребовало значительных финансовых затрат, усилий органов военного управления ВМФ и Северного флота, проектных организаций, судоремонтных предприятий и заводов.
Но это все позади. Корабль снова технически исправен, способен выполнять любые задачи в любой точке Мирового океана. Современный авианосец - дорогой, но самый долговечный корабль. При умелом содержании и грамотной эксплуатации, своевременном и качественном ремонте он способен служить стране десятки лет, защищая территорию, жизненно важные интересы:
- Что сегодня представляет собой Техническое управление ВМФ? Кто здесь работает, служит?
- Прежде всего наше управление - это коллектив специалистов-профессионалов, наиболее опытных и квалифицированных инженеров-механиков. Они прошли службу на подводных лодках и надводных кораблях, судоремонтных заводах и заводах перезарядки реакторов Военно-морского флота, в технических управлениях флотов и электромеханических службах соединений и объединений кораблей. Несмотря на материальные и социальные трудности, каждый из них с честью выполняет свои обязанности. Более половины офицеров - выпускники Военно-морской академии.
Гордость управления - его лучшие, наиболее опытные специалисты. Среди них контр-адмирал Андрей Владимирович Степанов, капитаны 1-го ранга Олег Александрович Глушков и Валерий Леонидович Любимцев, служащие Тамара Ивановна Букина, Тамара Григорьевна Кочеткова, Тамара Васильевна Шикалова, Нина Николаевна Ожерельева.
Однако существует у нас и реальная кадровая проблема - офицеры, имеющие большой опыт службы на кораблях и судах флотов, не имеют большого желания переводиться в: Москву. Причины очевидны: отсутствие какого-либо жилья, неизбежная необходимость ожидания его в течение многих лет, низкое (по сравнению с коммерческими структурами и государственными служащими) денежное довольствие, высокие цены в столице: С гражданским персоналом еще сложнее. Таких окладов, как у служащих управления, нет даже у неквалифицированных рабочих ЖКХ в Москве. А ведь работа в центральном органе военного управления требует высокой квалификации и опыта. Поэтому комплектование Технического управления ВМФ - очень непростая задача, которую приходится решать буквально ежедневно, а каждым офицером и служащим дорожить.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО: КАРАЧУН Николай Дмитриевич
Родился 1 августа 1955 г. в селе Греченцы Летичевского района Хмельницкой области. В 1972 г. поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, после окончания которого был направлен на Тихоокеанский флот. Там прошел путь от командира группы до командира электромеханической боевой части атомной подводной лодки. После окончания Военно-морской академии (1988 г.) продолжил службу на Камчатке в должности заместителя начальника электромеханической службы дивизии. В 1998 г. с должности заместителя командующего флотилией подводных лодок по эксплуатации и ремонту - начальника службы эксплуатации и ремонта назначен начальником управления эксплуатации и ремонта кораблей - заместителем начальника Главного технического управления ВМФ. С конца 2003 г. - начальник Главного технического управления ВМФ (с декабря 2006 г. - Техническое управление ВМФ).